Почему малый бизнес вынужден прощаться с упрощенкой
Комментарий экспертов

С 1 января 2026 года новый Налоговый кодекс ограничит компании на общеустановленном режиме (ОУР): они больше не смогут включать в вычеты расходы по товарам, работам и услугам, купленным у предпринимателей на упрощенке.
Своим прогнозом о возможных последствиях реформы поделились эксперты бухгалтерского агентства «Точный учет» Наталья Сиражеева и Марина Ляпина.
Эта норма ставит малый бизнес в неравные условия по сравнению с крупными компаниями и создает серьезный барьер для малого бизнеса, работающего с крупными компаниями. Разберемся, к чему это приведет.
Проблемы покупателей на ОУР
- Рост налоговой нагрузки. Оплата контрагентам на упрощенке теперь не уменьшит налогооблагаемый доход, что увеличит сумму КПН или ИПН.
- Сложности при выборе партнеров. Компаниям на ОУР придется проверять налоговый режим каждого поставщика и отдавать приоритет тем, кто тоже на ОУР.
- Отказ от выгодных поставщиков. Работа с контрагентами на упрощенке станет невыгодной, даже если у них цены ниже.
- Рост цен. Повышенные расходы бизнес может переложить на клиентов, что усилит инфляцию.
Проблемы продавцов на упрощенке
- Потеря клиентов. Компании на упрощенке могут лишиться крупных заказчиков, так как для них сотрудничество станет невыгодным.
- Рост цен. Переход на ОУР приведет к увеличению налогов и расходов, поэтому бизнесу придется повышать цены.
- Нечестная конкуренция. Поставщики на ОУР получат преимущество не за счет качества или эффективности, а из-за разницы в налоговом режиме.
Общие последствия налоговой реформы
- Нарушается принцип справедливости налогообложения. Хотя двойное налогообложение прямо запрещено, на практике выходит иначе: один и тот же доход облагается дважды — сначала у поставщика на упрощенке, потом у покупателя на ОУР, чья налогооблагаемая база не уменьшается на эти расходы.
- Упрощенка фактически превращается в формат для работы с населением (B2C), тогда как бизнесы, занятые в оптовой торговле, производстве и B2B-услугах, вынужденно перейдут на ОУР.
- Если раньше расходы признавались по принципу экономической обоснованности, то теперь — по налоговому режиму контрагента.
- Сделки с контрагентами на упрощенке будут на 20% дороже (при ставке КПН 20%), так как эти расходы больше не уменьшают налоговую базу.
- Возможно дробление бизнеса — создание отдельных компаний для работы с физическими и юридическими лицами, чтобы оптимизировать налоги.
- Часть малого бизнеса, не сумев адаптироваться к новым требованиям, будет вынуждена сократить деятельность или вовсе уйти с рынка.
- Рынок искусственно сужается: компании выбирают поставщиков не по качеству или цене, а по их налоговому режиму, что приводит к искажению конкуренции.
Реформа снижает интерес крупного бизнеса к сотрудничеству с малым, работающим на упрощенке, и вынуждает часть МСБ переходить на более сложный налоговый режим. Фактически ответственность за налоговый режим поставщика перекладывается на покупателя, а малому бизнесу приходится выбирать между льготным режимом и доступом к корпоративным клиентам. В итоге запускается эффект домино: переходя на ОУР, компании тянут за собой своих поставщиков.
Реальные последствия реформы проявятся весной 2027 года, после завершения отчетной кампании за 2026 год и сдачи форм 100 и 220. Столкнувшись с итоговыми суммами налогов, многие предприниматели испытают шок — это может привести к волне банкротств и закрытию бизнеса среди ИП и компаний.