Почему малый бизнес вынужден прощаться с упрощенкой

Комментарий экспертов

Почему малый бизнес вынужден прощаться с упрощенкой

С 1 января 2026 года новый Налоговый кодекс ограничит компании на общеустановленном режиме (ОУР): они больше не смогут включать в вычеты расходы по товарам, работам и услугам, купленным у предпринимателей на упрощенке.

Своим прогнозом о возможных последствиях реформы поделились эксперты бухгалтерского агентства «Точный учет» Наталья Сиражеева и Марина Ляпина.

Эта норма ставит малый бизнес в неравные условия по сравнению с крупными компаниями и создает серьезный барьер для малого бизнеса, работающего с крупными компаниями. Разберемся, к чему это приведет.

Проблемы покупателей на ОУР

  1. Рост налоговой нагрузки. Оплата контрагентам на упрощенке теперь не уменьшит налогооблагаемый доход, что увеличит сумму КПН или ИПН.
     
  2. Сложности при выборе партнеров. Компаниям на ОУР придется проверять налоговый режим каждого поставщика и отдавать приоритет тем, кто тоже на ОУР.
     
  3. Отказ от выгодных поставщиков. Работа с контрагентами на упрощенке станет невыгодной, даже если у них цены ниже.
     
  4. Рост цен. Повышенные расходы бизнес может переложить на клиентов, что усилит инфляцию.

Проблемы продавцов на упрощенке

  1. Потеря клиентов. Компании на упрощенке могут лишиться крупных заказчиков, так как для них сотрудничество станет невыгодным.
     
  2. Рост цен. Переход на ОУР приведет к увеличению налогов и расходов, поэтому бизнесу придется повышать цены.
     
  3. Нечестная конкуренция. Поставщики на ОУР получат преимущество не за счет качества или эффективности, а из-за разницы в налоговом режиме.

Общие последствия налоговой реформы

  1. Нарушается принцип справедливости налогообложения. Хотя двойное налогообложение прямо запрещено, на практике выходит иначе: один и тот же доход облагается дважды — сначала у поставщика на упрощенке, потом у покупателя на ОУР, чья налогооблагаемая база не уменьшается на эти расходы.
     
  2. Упрощенка фактически превращается в формат для работы с населением (B2C), тогда как бизнесы, занятые в оптовой торговле, производстве и B2B-услугах, вынужденно перейдут на ОУР.
     
  3. Если раньше расходы признавались по принципу экономической обоснованности, то теперь — по налоговому режиму контрагента.
     
  4. Сделки с контрагентами на упрощенке будут на 20% дороже (при ставке КПН 20%), так как эти расходы больше не уменьшают налоговую базу.
     
  5. Возможно дробление бизнеса — создание отдельных компаний для работы с физическими и юридическими лицами, чтобы оптимизировать налоги.
     
  6. Часть малого бизнеса, не сумев адаптироваться к новым требованиям, будет вынуждена сократить деятельность или вовсе уйти с рынка.
     
  7. Рынок искусственно сужается: компании выбирают поставщиков не по качеству или цене, а по их налоговому режиму, что приводит к искажению конкуренции.

Реформа снижает интерес крупного бизнеса к сотрудничеству с малым, работающим на упрощенке, и вынуждает часть МСБ переходить на более сложный налоговый режим. Фактически ответственность за налоговый режим поставщика перекладывается на покупателя, а малому бизнесу приходится выбирать между льготным режимом и доступом к корпоративным клиентам. В итоге запускается эффект домино: переходя на ОУР, компании тянут за собой своих поставщиков.

 

Реальные последствия реформы проявятся весной 2027 года, после завершения отчетной кампании за 2026 год и сдачи форм 100 и 220. Столкнувшись с итоговыми суммами налогов, многие предприниматели испытают шок — это может привести к волне банкротств и закрытию бизнеса среди ИП и компаний.