Как продавать сигареты в заведении

И соблюсти все нормы

Как продавать сигареты в заведении
Елена Степкина

Елена Степкина

рассказала о продаже маркированной продукции

Чтобы продавать сигареты в розницу, не нужно получать специальную лицензию. Однако существует ряд ограничений и правил, которые необходимо соблюдать. Рассказываем, как правильно оформить все документы и организовать процесс продажи.

Какие ограничения существуют

Табачные изделия запрещено продавать в местах, ориентированных на детей. Речь не только о школах и культурных центрах, но и о заведениях во время проведения мероприятий для детей.

Сигареты нельзя продавать несовершеннолетним. Возраст покупателя должен быть не менее 21 года, а продавец — не моложе 18 лет. Нужно обязательно проверить удостоверение личности или паспорт покупателя.

Торговля сигаретами также запрещена:

  • из открытых пачек или поштучно — можно продавать только в закрытой заводской упаковке
  • через автоматы или с полок самообслуживания — продажа должна осуществляться только через продавца на кассе
  • на объектах здравоохранения, образования, спорта или транспорта — на территории и в зданиях больниц, учебных заведений, спортивных объектов и т.д.
  • без маркировки — на каждой пачке должен быть маркировочный код формата DataMatrix
  • в подарочных наборах
  • с открытой выкладкой или рекламной демонстрацией продукции — сигареты не должны быть на видных местах, витринах и стендах

Информацию о сигаретах можно указывать только в виде списка с названиями и ценами. Например, в меню заведения — без изображения самих табачных изделий. Также в заведении должна быть размещена надпись о запрете продажи сигарет лицам до 21 года и предупреждение о вреде курения.

Как организовать процесс продажи

Необходимо зарегистрироваться в системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), а также в системе маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ).

В течение 21 календарного дня с момента регистрации нужно обеспечить фиксацию данных о продаже маркированной продукции. Сделать это можно тремя способами.

Считывание сканером кода при продаже. Можно подключить специальный сканер, который считывает коды формата DataMatrix. Он подключается к ИС МПТ, и данные о продаже автоматически передаются в систему.

Формирование документа о реализации. Данные о продаже можно передать и без сканера — через заполнение электронного документа «Уведомление о выводе» в ИС МПТ.

Автоматическое выбытие. Если вы подписываете акт приема-передачи в ИС МПТ с галочкой «Согласен на автоматическое выбытие», система считает, что вся партия сразу продана и выводит ее из оборота. Это удобно, если вы выставляете сигареты на продажу сразу и не ведете точный учет остатков. Важно: вся партия будет считаться проданной сразу, и остатки не фиксируются.

На сайте ИС МПТ есть текстовые и видеоинструкции по работе с системой. Также при возникновении трудностей можно обратиться в поддержку.

Также необходимо оформлять сопроводительные накладные (СНТ) на каждую партию от поставщика при поступлении табачной продукции.

Если у бизнеса ОКЭД подходит под торговлю табачными изделиями, менять его не нужно. В противном случае необходимо добавить дополнительный ОКЭД: 47.26 — «Розничная торговля табачными изделиями»

Дополнительных форм налоговой отчетности в связи с продажей табака не возникает.

Какие могут быть штрафы

Продажа сигарет с нарушением правил может повлечь за собой ответственность:

  • за открытую выкладку и демонстрацию табачной продукции — штраф от 120 до 450 МРП (от 471 840 до 1 769 400 тенге в 2025 году) в зависимости от категории бизнеса
  • продажа сигарет лицам младше 21 года — штраф от 15 до 100 МРП (от 58 980 до 393 200 тенге в 2025 году) в зависимости от категории бизнеса
  • продажа сигарет без передачи данных в ИС МПТ — штраф от 150 до 500 МРП (от 589 800 до 1 966 000 тенге в 2025 году) в зависимости от категории бизнеса, возможна конфискация продукции

 

Продажа сигарет не требует отдельной лицензии, но регулируется определенными нормами. Нужно зарегистрироваться в информационных системах, а также учитывать возрастные и территориальные ограничения. Если организовать процесс в соответствии с правилами, продажа сигарет не повлечет лишних рисков для бизнеса.