Кто и как обжаривает кофе в Казахстане

Исследование Poster

Кто и как обжаривает кофе в Казахстане

Еще пять лет назад на все казахстанские кофейни приходилось 4–5 поставщиков свежеобжаренного кофе, а сегодня их количество перевалило за два десятка. Основная причина такого стремительного роста — изменение потребительского поведения. Казахстанцы все чаще выбирают вместо растворимого более качественный зерновой продукт.

О том, что представляет из себя сейчас среднестатистический казахстанский обжарщик кофе, на каком оборудовании он работает, кому и сколько продает — в исследовании компании по автоматизации заведений Poster.

Аудитория и метод исследования

Анкету исследования заполнили 11 компаний по обжарке кофе из городов Казахстана — среди них Алматы, Караганда и другие. Это более 50% всех обжарщиков кофе на казахстанском рынке.

Полный список компаний по обжарке кофе, которые приняли участие в исследовании: Spectre Coffee, Barista coffee, Local Coffee Company, Serikov Coffee Company, Choose coffee, Flask Coffee, Grossa Coffee Roasters, Master Coffee Roasters, Cosmic Garden Coffee, Atyrau coffee roasters, Born Brave Coffee Roasters.

Во всех результатах использована медиана, а не среднее арифметическое, поскольку она точнее отражает типичную ситуацию на рынке.

Результаты исследования

Цена и ассортимент

Казахстанские обжарщики в среднем насчитывают в ассортименте 19 позиций кофе (минимум — 7, максимум — 50+). Килограмм самого доступного кофе стоит в среднем 10 000 ₸, самого дорогого — 35 000 ₸. При этом на рынке встречаются эксклюзивные лоты: за самый дорогой килограмм спешелти зерна просят до 239 000 ₸.

«Specialty кофе — это не только про вкус, но и про отслеживаемость. Например, мы сами ездим в разные страны, посещаем фермы и выбираем лучшие сорта кофе. На каждой упаковке указываем, откуда привезено зерно, как оно было обработано и обжарено. Эти детали помогают покупателю заранее понять, каким будет вкус напитка в чашке», — рассказывает Павел Сериков, основатель первой в Казахстане обжарки кофе Serikov Coffee Company.

Продажи и каналы

64% казахстанских обжарщиков имеют собственные кофейни (в среднем — по две). 100% продают кофе в розницу гостям и 100% — оптом в общепит; 45% работают с ритейлом.

Розничные продажи составляют в среднем 17,5% выручки. 64% имеют собственный интернет-магазин, 100% предлагают помол на заказ, 73% — собственные бленды, а бесплатную доставку — 100%. Доля обжарки под фильтр занимает в среднем 10%.

Сайт и социальные сети

У 73% обжарщиков есть собственный сайт, аккаунт в Instagram есть у 100% компаний. Среднее число подписчиков — 2 169. 82% создают обучающий контент о сортах, способах заваривания и культуре потребления.

Оборудование и производительность

Все участники работают на собственных ростерах, а не берут их в аренду. Самые популярные марки — Giesen (около 45%), а также Probat, Stronghold и другие.

Среднемесячный объем производства — 3 000 кг на одну обжарку: 22% компаний производят менее 3 тыс. кг, 56% — 3–5 тыс. кг, 22% — более 5 тыс. кг.

Главные вызовы рынка для обжарщиков

По мнению обжарщиков, ключевые проблемы рынка сегодня:

  • девальвация тенге
  • рост цен на сырье
  • демпинг со стороны конкурентов
  • низкая маржинальность

«Казахстан — самая большая страна мира без выхода к океану. В стране нет большого порта, поэтому большой проблемой остается и логистика. Все очень дорого привезти», — добавляет Чихун Джонг, основатель обжарки Flask Coffee в Алматы.

В Казахстане за последние пару лет случился настоящий кофе-бум: открываются десятки кофеен, в том числе с кофе высокого качества, растет рынок обжарки. Страна уже формирует сильное сообщество бариста, появляются молодые обжарщики, а аудитория охотно пробует новое — все это делает Казахстан потенциальным хабом спешелти-кофе в Центральной Азии.

В Poster мы помогаем кофейням и обжаркам простой и удобной системой автоматизации — от кассы, склада, финансов до аналитики. Когда рутина автоматизирована, у предпринимателя остается время на главное: качество продукта и развитие команды.

Родион Ерошек, CEO и соучредитель компании по автоматизации заведений Poster

Справка о компании

Poster — первая облачная система автоматизации для кафе и ресторанов в Центральной Азии (работает с 2013 года). Одна POS-система решает все задачи: касса, склад, QR-меню, AI-помощник, доставка, финансы, аналитика, CRM.

Сегодня с Poster работают 28 000 заведений в 110 странах мира, в том числе 2 000 клиентов в Казахстане. Через систему ежедневно проходит около 1 800 000 чеков.

 

Материал для Ösim подготовлен компанией Poster.